Казахстан повысил балл по прозрачности бюджета в 2019 году

 

Скачать Краткий обзор по открытости бюджета Казахстана за 2019 год на русском, казахском и английском языках.

Об исследовании

 
Решения правительства по бюджету: какие налоги взимать, какие услуги предоставлять, а также сколько брать займов, влияют на равенство и благосостояние людей, включая реальные возможности на улучшение жизни наиболее уязвимых. Крайне важно, чтобы правительства информировали и вовлекали общественность в принятие этих жизненно важных решений.
 
Обзор открытости бюджета (ООБ) является единственным в мире независимым, сравнительным и основанным на фактах исследовательским инструментом, использующим международно признанные критерии для оценки доступа общественности к бюджетной информации центрального правительства; прописанные в законодательстве возможности для участия общественности в национальном бюджетном процессе, а также роль органов бюджетного надзора, таких как парламент и высший орган аудита (ВОА), в бюджетном процессе.
 
Исследование помогает местному гражданскому обществу оценить и обсудить со своим правительством, как оно отчитывается и использует государственные средства. Этот 7-ой Обзор открытости бюджета охватывает 117 стран.
 
Дополнительную информацию, включая полную методологию ООБ, Глобальный доклад за 2019 год, выводы для всех обследованных стран и Навигатор данных, можно найти на сайте www.internationalbudget.org/open-budget-survey

 

 

Прозрачность

Эта часть ООБ оценивает доступ общественности к информации о том, как центральное правительство собирает и расходует государственные ресурсы. В ней дается оценка наличия, своевременности и полноты восьми ключевых бюджетных документов с использованием 109 равнозначных показателей и оценки каждой страны по шкале 
от 0 до 100. Показатель прозрачности 61 и выше указывает на то, что страна, скорее всего, публикует достаточно материалов для обеспечения содержательных общественных дебатов по бюджету.
 
Показатель прозрачности для Казахстана составляет  58   (из 100).
 
 
Бюджетная прозрачность Казахстана по сравнению с другими странами
 
 
 

Казахстан: Насколько со временем изменился показатель прозрачности

 

Казахстан: Динамика бюджетной прозрачности по документам

 

Казахстан: Доступность ключевых бюджетных документов

 

Оценка бюджетной прозрачности Казахстана за 2019 г. несколько выше оценки 2017 г.
 

Что изменилось в 2019 году?

 
Казахстан повысил уровень доступа бюджетной информации посредством:
  • Публикации Гражданского бюджета онлайн.
  • Своевременной публикации Предварительного бюджетного заявления онлайн.
 
Однако Казахстан снизил доступность бюджетной информации, посредством:
  • Сокращения объема информации, представленной в Проекте бюджета.
 
 

Рекомендации

Казахстан должен уделить первоочередное внимание следующим действиям, направленным на улучшение прозрачности бюджета:

  • Включить в Проект бюджета информацию о госдолге и госполитике, информацию за предыдущие бюджетные годы. Это включает публикацию данных о структуре долга (например, процентных ставках, сроках погашения и о том, является ли долг внутренним или внешним), оценки того, как принятая государственная политика отразится на расходах и доходах бюджета, а также и информацию о расходах и доходах более чем за год до бюджетного года.
  • Повысить полноту Гражданского бюджета.

 

Участие общественности

Одной только прозрачности недостаточно для совершенствования управления. Участие общественности в формировании бюджета имеет фундаментальное значение для достижения положительных результатов, связанных с большей прозрачностью бюджета.
 

ОБС также оценивает официальные возможности, предоставляемые общественности для полноценного участия на различных этапах бюджетного процесса. В нем анализируются практики исполнительных, законодательных органов центрального правительства и высшего контрольного органа (Счетного Комитета), с помощью 18 равноценных показателей, согласованных с Глобальной инициативы финансовой прозрачности Принципами участия общественности в финансовой политике      Глобальной инициативой финансовой прозрачности, где каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100.

 

У Казахстана      17  баллов (из 100).

Казахстан: Участие общественности по сравнению с другими странами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительную информацию о передовых практиках участия общественности со всего мира смотрите здесь

Объем возможностей для участия общественности в бюджетном процессе

Рекомендации

 
Министерство финансов Казахстана создало Общественный совет для консультации с общественностью в ходе исполнения бюджета, но для дальнейшего расширения участия общественности в бюджетном процессе также должно уделить первоочередное внимание следующим мерам:
  • Расширить механизмы участия в разработке и исполнении бюджета, позволяющие участие любой желающей организации гражданского общества или представителя общественности.
  • Активно взаимодействовать с социально уязвимыми группами населения и малопредставленными группами напрямую или через их организации.
 
Парламент Казахстана должен уделить первоочередное внимание следующим мерам:
  • Предоставить реальную возможность представителям общественности или организаций гражданского общества выступать в ходе слушаний по Проекту бюджета до его утверждения.
  • Предоставить право представителям общественности или организациям гражданского общества выступать в ходе слушаний по отчету высшего контрольного органа.

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета Казахстана создал механизмы для общественности, чтобы помочь в разработке его программы аудита. В целях расширения участия общественности в бюджетном процессе он должен уделить первоочередное внимание следующим действиям:

  • Создать прописанные официальные механизмы, с помощью которых общественность сможет содействовать проведению соответствующих аудиторских проверок.

Надзор за бюджетом

В ООБ также рассматривается роль законодательного органа власти и высшего органа аудита в бюджетном процессе, а также насколько они способны обеспечить эффективный надзор; каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе 18 равнозначных показателей. Кроме того, в рамках исследования собирается дополнительная информация о независимых фискальных институтах (см. вставку).
 
Законодательный и высший контрольный орган в Казахстане осуществляют надлежащий контроль в ходе бюджетного процесса, при этом совокупный
показатель надзора составляет 67 (из 100). Отдельные оценки по ним приводятся ниже:

Рекомендации

 
Парламент Казахстана имеет достаточные полномочия контролировать бюджет на этапе планирования и на этапе реализации. Для дальнейшего улучшения надзора он должен уделить первоочередное внимание следующим мерам:
  • Парламент должен обсуждать бюджетную политику до получения на рассмотрение Проекта бюджета от исполнительной власти и утверждения рекомендаций.
  • Парламент должен изучать аудиторский отчет и публиковать свои выводы онлайн.
 
Для укрепления независимости и улучшения надзора за аудитом со стороны Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Казахстана рекомендуется принять следующие меры:
  • Требовать законодательного или судебного одобрения назначения и смещения с должности руководителя высшего контрольного органа.

Методология

 
В ООБ 2019 года оценивались только опубликованные документы, мероприятия или события, имевшие место до 31 декабря 2018 года.
 
  • Исследование основано на вопроснике, заполняемым в каждой стране независимым экспертом по бюджету:
  • Жандар Джандосова и Фатима Джандосова Исследовательский центр «Sange»
    27 Mamyr-1, Office 19, Almaty, Kazakhstan janar.sange@gmail.com и fjandossova@gmail.com
  • С целью повышения качества и достоверности исследования проект вопросника каждой страны также рассматривается анонимным независимым экспертом, а в Казахстане еще и представителем Министерства финансов.

На фоне глобальной пандемии, которая вынуждает правительства во всем мире принимать новые меры по расходованию средств, последний Обзор открытости бюджета Международного бюджетного партнерства (МБП) показывает, почему имеются основания для беспокойства: четыре пятых из 117 правительств, в отношении которых была проведена оценка, не достигли минимального порога надлежащей прозрачности бюджета и надзора, в соответствии с международными
стандартами.
Правительства часто не публикуют ключевые бюджетные документы, в которых четко разъясняются их бюджетная политика, решения и результаты, согласно новому докладу. Одна треть из восьми ключевых бюджетных документов, которые правительства должны опубликовать, не доступны для общественности.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОНЛАЙН КРУГЛЫЙ СТОЛ

Подробности по круглому столу по Открытости и прозрачности бюджета


Результаты по всем странам опубликованы только что:

https://www.internationalbudget.org/open-budget-survey/

https://www.internationalbudget.org/open-budget-survey/country-results

Скачать все документы, включая опросник, методологию и отчет на английском языке: https://www.internationalbudget.org/open-budget-survey/open-budget-survey-2019-0

 


  • Глобальный призыв к действию. Мы очень рады поделиться новой веб-страницей с призывом к действию по открытым бюджетам, где вы можете увидеть более 100 подписчиков, уже внесенных в список. Мы призываем вас поделиться этой ссылкой с другими организациями, которые поддерживают эту повестку дня, поскольку они также могут присоединиться к Призыву к действию: https://www.internationalbudget.org/open-budget-survey/call-open-budgets
  • Социальные сети: мы публикуем обновления в публикациях IBP в социальных сетях с помощью тега или хэтаг #openbudgets. Мы будем очень рады повторно публиковать и делиться вашими обновлениями OBS, поэтому, пожалуйста, пометьте или поделитесь своими публикациями в профилях IBP в TwitterFacebook и LinkedIn 
  • Веб-трансляция IBP о глобальных результатах. Мы надеемся, что вы присоединитесь к нашей прямой веб-трансляции 30 апреля в 9:00 по восточному времени, где мы поделимся глобальными результатами OBS 2019. Все желающие могут присоединиться к этой веб-трансляции, так что делитесь с вашими сетями и партнерами тоже! https://www.internationalbudget.org/about-ibp/obs-live/

 

  • Global Call to Action: We are very excited to share the new webpage about the Call to Action on Open Budgets, where you can see over 100 signatories already listed. We encourage you to share this link with other organizations that support this agenda, as they are welcome to sign on to the Call to Action as well:  https://www.internationalbudget.org/open-budget-survey/call-open-budgets
  • Social media: We are posting updates on IBP’s social media posts using the tag-line or hastag #openbudgetsWe will be very glad to re-post and re-share your OBS updates, so please tag or share your posts to IBP’s TwitterFacebook, and LinkedIn profiles.
  • IBP webcast on the global results: We hope you will join our live webcast on April 30 at 9 AM EDT where we’ll will share the global OBS 2019 results. All are welcome to join this webcast, so share with your networks and partners too! https://www.internationalbudget.org/about-ibp/obs-live/
Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.