Индекс открытости бюджета Казахстана 2017

Казахстан несколько улучшил свой рейтинг по бюджетной прозрачности, но закрытость на этапе планирования, а также отсутствие механизмов участия общественности все еще являются основными проблемами бюджетного процесса.

Оценивая 115 стран, исследование 2017 года выявило, что Казахстан, по международным критериям бюджетной прозрачности несколько повысил свой Индекс Открытости бюджета с 51 балла в 2015 до 53 баллов по 100-балльной шкале в 2017. Это означает, что граждане страны получили немного больший доступ к информации, которая им нужна для участия в принятии решений и для подотчетности правительства.

«Министерством финансов Казахстана проводится значительная работа по повышению бюджетной прозрачности. Повысилась полнота Проекта бюджета (с 33 до 52 баллов), высокие баллы по внутригодовой отчетности (89), годовому отчету (64). Утверждены Правила составления и представления гражданского бюджета», – сказала Зайфун Алтынбековна Ерназарова, Директор департамента бюджетного законодательства Министерства Финансов РК.

«Положительным является то, что госорганы начали публиковать данные и документы, которые раньше были только «для внутреннего пользования», однако основной проблемой остается отсутствие механизмов по вовлечению общественности, особенно на этапе планирования. Нулевые оценки были получены по Добюджетному заявлению (Социально-экономическому прогнозу), которое публикуется очень поздно. Гражданский бюджет как версия Проекта бюджета также опубликован слишком поздно, чтобы позволить общественности высказать по нему свое мнение», — сказала Жанар Джандосова, руководитель Центра исследований Сандж, который делал исследование по Казахстану.

К сожалению, Казахстан получил только 13 баллов из 100 по возможностям, которые государство предоставляет гражданам для участия в бюджетном процессе. Более благополучно Казахстан выглядит в контроле за бюджетными расходами со стороны высшего контрольного органа – Счетного комитета и со стороны законодателей – 63 балла.
Общемировые данные показывают, что Индекс открытости бюджета в целом растет. Некоторые страны, а среди них наши ближайшие соседи, Кыргызстан, сумел улучшить свою бюджетную прозрачность до 55, Турция – до 58, Россия – до 72, Грузия – до 82 баллов.

На Международной презентации директор-распорядитель Международного Бюджетного партнерства Уоррен Крафчик заявил, что “Снижение уровня прозрачности бюджета вызывает тревогу на фоне растущего неравенства, ограничений в отношении средств массовой информации и гражданских свобод, а также ослабления доверия граждан к своим правительствам. У граждан также должна быть возможность участия в процессе составления бюджета и контроля над ним, что может привести к формированию более справедливых бюджетов и целесообразным расходам”.

5 стран: Новая Зеландия, ЮАР, Швеция, Норвегия и Грузия, — предоставляют обширную бюджетную информацию, устанавливают возможности для участия общественности, а также имеют адекватные институты для контроля за бюджетом. Напротив, 27 стран имеют низкую подотчетность по всем трем компонентам, то есть предоставляют эпизодическую информацию, либо никакой информации совсем. Среди них Катар, Венесуэла, Нигер, Саудовская Аравия. Очень вырос средний показатель по странам Азии, но снизился по странам Африки.

Исследование показало, что большинство наименее прозрачных стран фактически продуцируют требуемую информацию для внутреннего пользования, то есть она есть в наличии. Дело остается за малым – публиковать ее на государственных вебсайтах. Средства и механизмы для установления бюджетной подотчетности уже есть, затраты на публикацию невелики.

***
Об исследовании Открытости бюджета 2017
Новый отчет проверяет текущее состояние бюджетной прозрачности и как оно изменилось за последнее время; степень, с которой представлены возможности для участия общественности в бюджетном процессе; действенность двух надзорных институтов: парламента и высшего аудитора. Отчет основан на Исследовании открытости бюджета Международного бюджетного партнерства, единственного в мире измерителя бюджетной прозрачности, участия и контроля. Исследование выполняется независимыми экспертами из 115 стран, которых анонимно, но скрупулезно проверяют коллеги. Правительства стран также приглашены к участию посредством оценки и представления замечаний по заполненному опроснику. Многие из них пользуются этими возможностями.
Исследование 2017 года – это уже шестой раунд этого мирового мероприятия, которое впервые было предпринято в 2006 году.


Индекс по странам

Полный отчет и другие ресурсы, включая данные по Казахстану, можно найти по адресу: www.openbudgetsurvey.org


Пресс-конференция по результатам исследования состоялась 31.01.18 г. в 9:30
Астана, Конференц-зал Best Western Plus Astana,
напротив Дома министерств, Достык 13а (Нурсая), вход с Мангилик Ел.

Скачать результаты исследования:

На казахском

На английском

На русском


Фото:

Публикации по результатам презентации:

24 Хабар

http://24.kz/ru/news/social/item/218884-kazakhstan-podnyalsya-na-dve-pozitsii-v-rejtinge-indeksa-byudzhetnoj-prozrachnosti

По итогам прошлого года наша страна получила 53 балла из 100 возможных. Такие цифры озвучили на пресс-конференции по итогам исследований. От этого рейтинга зависят многие показатели привлекательности государства, в том числе для инвесторов. По мнению специалистов, Казахстан мог получить больше баллов. Однако нулевые оценки присудили за позднюю публикацию добюджетного заявления и версии гражданского бюджета. В рейтинге нашу страну смогли обогнать ближайшие соседи – Кыргызстан, Россия, Грузия и Турция. Также наша страна получила всего 13 баллов из 100 по возможностям, которые государство предоставляет гражданам для участия в бюджетном процессе.

Жанар Джандосова, руководитель Центра исследований «Сандж»:

— Очень важно, чтобы мы вовлекали общественность. И вот это вовлечение общественности, оно должно быть у нас на этапе формирования бюджета, а не только на этапе, когда мы принимаем отчетность или критикуем за то, что не сделано. То есть мы, как общественность, должны принимать участие именно в планировании.

Анар Калиева, директор департамента Министерства финансов РК:

— Мы дальше будем улучшать эту работу. Перед собой мы ставим задачу улучшить аналитическую часть полугодового обзора. Также мы улучшили в прошлом году проект бюджета. Конечно, наша основная цель сейчас расширять составляющую часть гражданского бюджета, чтобы информация о том, куда расходуются деньги, была доступна для людей разного возраста.


Международное информационное агентство Казинформ:

https://www.inform.kz/ru/naskol-ko-otkryt-byudzhet-kazahstana_a3139130

Газета Капитал:

https://kapital.kz/economic/66484/kazahstan-uluchshil-dostup-k-byudzhetnoj-informacii.html


Приказ Министерства Финансов РК относительно Гражданского бюджета № 15 от 09.01.2018

Order Civil budget 2018 RUS Minfin №15

Order Civil budget 2018 kaz Minfin №15

 

Публикации Министерства Финансов РК по открытости бюджета

Министерством финансов Казахстана проводится большая работа по повышению бюджетной прозрачности

31.01.2018 ,
Минфин разработал Правила составления и представления Гражданского бюджета на стадиях бюджетного планирования и исполнения бюджетов.
 

Об этом на пресс-конференции, посвященной Всемирной публикации рейтинга стран-2017, сообщила Зайфун Ерназарова, директор департамента бюджетного законодательства МФ РК.

Отметим, организаторами данного мероприятия выступили Исследовательский центр Сандж и Министерство финансов.

Как было отмечено на пресс-конференции, Казахстан несколько улучшил доступ к бюджетной информации за последние два года по данным Исследования по открытости бюджета 2017 Международного бюджетного партнерства.

Оценивая 115 стран, исследование 2017 года выявило, что Казахстан, по международным критериям бюджетной прозрачности несколько повысил свой Индекс Открытости бюджета с 51 балла в 2015 до 53 баллов по 100-балльной шкале в 2017. Это означает, что граждане страны получили немного больший доступ к информации, которая им нужна для участия в принятии решений и для подотчетности правительства.

Как сообщила представитель Минфина, в ноябре 2017 года в целях открытости и доступности информации для граждан Бюджетный кодекс РК был дополнен статьей 61-1 «Гражданский бюджет». Как пояснила представитель Минфина, Гражданским бюджетом является информация, раскрывающая основные положения республиканского и местных бюджетов, публикуемая в СМИ в доступной для общественности форме.

«Министерством финансов Казахстана проводится большая работа по повышению бюджетной прозрачности. Повысилась полнота Проекта бюджета (с 33 до 52 баллов), высокие баллы по внутригодовой отчетности (89), годовому отчету (64)9 января 2018 года приказом министра финансов РК №15 утверждены Правила составления и представления гражданского бюджета на стадиях бюджетного планирования и исполнения бюджетов», — сообщила З.Ерназарова.

Гражданский бюджет составляется:

по республиканскому бюджету — центральными уполномоченными органами по государственному планированию, бюджетному планированию, исполнению бюджета;

по местному бюджету — местными уполномоченными органами области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по государственному планированию, местными уполномоченными органами области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по исполнению бюджета, аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;

по расходам бюджета в разрезе бюджетных программ – администраторами бюджетных программ.

«При публикации гражданского бюджета на официальных интернет-ресурсах центральных и местных государственных органов создается отдельная вкладка «Гражданский бюджет». Содержание гражданского бюджета излагается лаконично, понятно, доступно и в легко воспринимаемой для граждан форме, при его публикации используются инфографика, рисунки, схемы, диаграммы, таблицы и другие презентационные формы», — отметила директор департамента бюджетного законодательства МФ РК Зайфун Ерназарова.

«Положительным является то, что госорганы начали публиковать данные и документы, которые раньше были только «для внутреннего пользования», однако основной проблемой остается отсутствие механизмов по вовлечению общественности, особенно на этапе планирования. Нулевые оценки были получены по Добюджетному заявлению (Социально-экономическому прогнозу), которое было опубликовано очень поздно. Гражданский бюджет как версия Проекта бюджета был также опубликован слишком поздно, чтобы позволить общественности высказать по нему свое мнение», — сказала Жанар Джандосова, руководитель Центра исследований Сандж, который делал исследование по Казахстану.

Об исследовании Открытости бюджета 2017.

Новый отчет проверяет текущее состояние бюджетной прозрачности и как оно изменилось за последнее время; степень, с которой представлены возможности для участия общественности в бюджетном процессе; действенность двух надзорных институтов: парламента и высшего аудитора. Отчет основан на Исследовании открытости бюджета Международного бюджетного партнерства, единственного в мире измерителя бюджетной прозрачности, участия и контроля. Исследование выполняется независимыми экспертами из 115 стран, которых анонимно, но скрупулезно проверяют коллеги. Правительства стран также приглашены к участию посредством оценки и представления замечаний по заполненному опроснику. Многие из них пользуются этими возможностями.

Исследование 2017 года – это уже шестой раунд этого мирового мероприятия, которое впервые было предпринято в 2006 году.

Пресс-служба Министерства финансов РК

8 (7172) 75-03-75, 75-03-42,

емейл: minfingovkz@gmail.com

www.minfin.gov.kz

Гражданский бюджет: просто и понятно

01.06.2018
В 2017 году Бюджетный кодекс дополнили статьей «Гражданский бюджет» в целях открытости и доступности информации для граждан.

В январе текущего года министр финансов РК Б.Султанов утвердил Правила составления и представления гражданского бюджета на стадиях бюджетного планирования и исполнения бюджетов.
Что такое Гражданский бюджет? Это информация, раскрывающая основные положения республиканского и местных бюджетов, публикуемая в средствах массовой информации в доступной для общественности форме.
По республиканскому бюджету он составляется центральными уполномоченными органами по государственному планированию, бюджетному планированию, исполнению бюджета.  По местному бюджету — местными уполномоченными органами области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по государственному планированию, местными уполномоченными органами области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по исполнению бюджета, аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.  По расходам бюджета в разрезе бюджетных программ — администраторами бюджетных программ.
Гражданский бюджет составляется на следующих стадиях бюджетного процесса: планирования (формирования, утверждения, уточнения), исполнения бюджета.
Согласно Правилам, содержание гражданского бюджета должно излагаться лаконично, понятно, доступно и в легко воспринимаемой для граждан форме, при его публикации использоваться инфографика, рисунки, схемы, диаграммы, таблицы и другие презентационные формы.
При публикации гражданского бюджета на официальных интернет-ресурсах центральных и местных государственных органов нужно создать отдельную вкладку «Гражданский бюджет», где кратко описывается бюджетный процесс (основные процедуры планирования бюджета, кем и как планируется, кем рассматривается и в соответствии с каким нормативным правовым актом утверждается).
На стадии планирования (формирования, утверждения, уточнения) бюджета должна быть отражена информация по основным социально-экономическим показателям республики и региона, поступления и расходы республиканского бюджета, дефицит (профицит) соответствующего бюджета.
При размещении гражданского бюджета размещается информация по основным макроэкономическим показателям республики, в том числе объем валового внутреннего продукта (ВВП); реальное изменение ВВП в % к предыдущему году; ВВП на душу населения; объем добычи нефти и газового конденсата; среднегодовую мировую цену на нефть; инфляцию; экспорт и импорт товаров; сальдо торгового баланса и основные параметры республиканского бюджета на планируемый трехлетний период, которые дают общее представление о государственной политике бюджетных расходов на соответствующий период. Приводится анализ основных параметров республиканского бюджета в сравнении с предыдущими годами.
Также должны быть отражены основные показатели социально-экономического развития на областном уровне, на уровне города республиканского значения, столицы на планируемый трехлетний период, которые дают общее представление о государственной политике бюджетных расходов на соответствующий период, прогнозируемый уровень валового регионального продукта (ВРП) в сравнении с предыдущими годами.
Будут также указываться планируемые поступления и расходы бюджета на трехлетний период путем сравнения с предыдущими годами (налоговые поступления, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала,  поступления трансфертов), объем финансирования дефицита (использование профицита) республиканского бюджета в соответствии с законом о республиканском бюджете или решением маслихата о местном бюджете на соответствующий период, информация о лимите правительственного долга, утверждаемом законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
На республиканском уровне отражаются основные социальные показатели, которые включают в себя показатели: размер прожиточного минимума, месячный расчетный показатель, размер минимальной и среднемесячной номинальной заработной платы, минимальный размер пенсий и базовая пенсионная выплата, уровень безработицы.
На уровне местных бюджетов отражается месячный расчетный показатель, размер минимальной и среднемесячной заработной платы, минимальный размер пенсий, размеры стипендий, пособий.
Также в Гражданский бюджет включается информация о предварительной оценке органов государственного аудита и финансового контроля к проекту республиканского бюджета по основным направлениям его расходов.
Информация по планированию (формированию) бюджета размещается за пять рабочих дней до срока внесения проекта бюджета на рассмотрение в представительный орган соответствующего уровня (добюджетное заявление или пояснительная записка).
Информация по утверждению (уточнению) бюджета размещается в течение пятнадцати календарных дней после принятия бюджета  представительным органом соответствующего уровня.
Информация по гражданскому бюджету на стадии исполнения бюджета формируется на ежемесячной основе. Один раз подводятся итоги полугодия (полугодовой обзор). По итогам года составляется годовой гражданский бюджет (годовой обзор).
В ежемесячном гражданском бюджете на стадии исполнения бюджета указывается информация следующего характера: исполнение по статьям доходов и расходов.
По доходам указываются отчетные данные в сравнении с плановыми данными на отчетный период, в сравнении с плановыми данными на отчетный год, а также в сравнении с фактическими данными предыдущих периодов на соответствующую отчетную дату (не менее последних трех лет). Раскрывается информация, за счет каких видов поступлений произошел рост/уменьшение доходов в отчетном периоде.
По расходам указывается текущее исполнение в сравнении с плановыми цифрами на отчетный период, в сравнении с плановыми цифрами на отчетный год, а также в сравнении с фактическим цифрами предыдущих периодов на соответствующую отчетную дату (не менее последних трех лет). Указываются основные приоритетные направления расходов (данные указываются с нарастающим итогом).
В полугодовом и годовом обзоре  гражданского бюджета на стадии исполнения бюджета дополнительно к информации, предоставляемой на ежемесячной основе проводится анализ:
исполнения основных макроэкономических показателей (ВВП/ВРП, уровень инфляции, уровень безработицы);
уточнения параметров бюджета на соответствующий финансовый год в сравнении с утвержденным бюджетом, с указанием причин и источников уточнения бюджета, включая экономический прогноз, прогнозы доходов и расходов на полный финансовый год, с учетом фактического исполнения.
В гражданском бюджете информация по государственному долгу на республиканском уровне содержит динамику государственного долга за последние пять лет в разбивке по структуре долга (долг Правительства Республики Казахстан, долг Национального Банка Республики Казахстан, долг местных исполнительных органов). Также указывается соблюдение отношения государственного долга к ВВП.
Гражданский бюджет по республиканскому бюджету размещен на официальном сайте Министерства финансов «www.minfin.gov.kz».
В соответствии с Правилами администраторы бюджетных программ при размещении информации по гражданскому бюджету отражают:
1. На стадии планирования: о бюджетных программах с описанием планируемых расходов, показателями прямых и конечных результатов, о планируемых расходах по государственным программам.
2. На стадии исполнения: результаты выполнения показателей стратегического плана о достижении целевых индикаторов, отчетов о реализации бюджетных программ, отчетов об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), отчетов о поступлении и расходовании денег от благотворительности и информации по итогам государственного аудита и финансового контроля.
Публикация гражданского бюджета способствует положительной динамике в повышении показателя индекса открытости бюджета.
По данным Исследования по открытости бюджета Международного бюджетного партнерства, среди 115 стран Казахстан по международным критериям бюджетной прозрачности повысил свой Индекс открытости бюджета с 51 балла в 2015 году до 53 баллов по 100-балльной шкале в        2017 году.

 


Наша работа по открытости республиканского бюджета в течение 2017 года

Источник: http://nomad.su/?a=3-201703240034

 В Сенате обсуждены пути повышения эффективности бюджетной политики
Председатель Сената Касым-Жомарт Токаев в своем вступительном слове напомнил, что Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поручил кардинально повысить эффективность бюджетных расходов
24.03.2017 / политика и общество

 

parlam.kz, 17 марта

В Сенате состоялись Парламентские слушания на тему «Сбалансированный и прозрачный бюджет – залог успешного и стабильного социально-экономического развития страны».
Председатель Сената Касым-Жомарт Токаев в своем вступительном слове напомнил, что Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поручил кардинально повысить эффективность бюджетных расходов.
К.Токаев подчеркнул, что в новой экономической реальности, в условиях медленного восстановления экономики и ограниченных финансовых возможностей, бюджетная политика государства должна стать основным механизмом стимулирования структурных изменений в национальной экономике.
Спикер высказался за рачительное использование государственных финансов: «Чрезмерные траты недопустимы. Необходимо значительно сократить, а, возможно, и прекратить расходы на многозатратные проекты так называемого имиджевого характера».
В выступлении отмечена тенденция к увеличению расходной части бюджета опережающими темпами по сравнению с ростом доходной части. Налоговая политика государства должна отвечать современным глобальным вызовам, главным образом стимулировать деловую активность, способствовать повышению доходов, помогать малому и среднему бизнесу, убежден Руководитель верхней Палаты Парламента. В то же время все низкоэффективные налоговые преференции требуется пересмотреть.
Особое внимание К.Токаев обратил на вопросы расходования средств Национального фонда: «Нынешняя практика использования средств Нацфонда в долгосрочной перспективе может привести к снижению эффективности экономической политики правительства из-за присутствия постоянного финансового источника для оперативного решения текущих проблем. Другими словами, Нацфонд попросту расслабляет правительство».
Председатель Сената считает, что стране предстоит создать новую модель экономического роста и научиться жить по средствам, в условиях конкуренции и рынка. «На эту стратегическую задачу нацеливает и Третья модернизация Президента. Нужно продолжать работу по снижению зависимости бюджета от нефтяных цен, улучшать администрирование налогов, обеспечить переход к оптимальной структуре бюджетных расходов», – сказал К.Токаев.
В своем докладе министр финансов Бахыт Султанов проинформировал участников мероприятия о долгосрочных приоритетах развития бюджетной системы и мерах, направленных на повышение эффективности использования средств бюджета.
Основные направления фискальной политики в рамках повышения устойчивости государственных финансов сенаторам представил министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
Член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Айгуль Мухаметкарим рассказала о внедрении новых подходов к осуществлению государственного аудита и финансового контроля.
Президент Общественного фонда «Центр исследований «Сандж» Жанар Джандосова перечислила основные причины низкого уровня Индекса открытости бюджета Казахстана (51 пункт из 100 возможных), рассчитанного организацией International Budget Partnership (IBP). Эксперт указала на важность более широкого привлечения общественности к процессу формирования бюджета, определению приоритетных направлений финансирования, проведению публичных слушаний и аудиторских проверок. Ж.Джандосова предложила конкретные меры, направленные на приведение бюджетных документов в соответствие с международными требованиями и создание механизмов вовлечения общественности в бюджетный процесс.
В программу мероприятия вошли выступления заместителя акима Мангистауской области Шолпан Ильмуханбетовой и заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Нуржана Альтаева.
Депутаты Дарига Назарбаева, Ахан Бижанов, Икрам Адырбеков, Сергей Ершов, Ербулат Мукаев, Бактыбай Чельпеков, Дархан Калетаев, Ольга Перепечина, Серик Джаксыбеков, Асхат Кузеков высказали свое видение обсуждаемых проблем и задали ряд вопросов докладчикам.
Подводя итоги дискуссии, председатель Комитета по финансам и бюджету Сената Рашит Ахметов подчеркнул, что правительству необходимо выработать предложения по изменению действующего налогового, бюджетного и другого законодательства с целью создания благоприятных условий для развития предпринимательства, стимулирования государственно-частного партнерства, совершенствования сферы государственных закупок. Сенатор отметил, что парламентарии намерены держать на постоянном контроле исполнение принятых по итогам слушаний рекомендаций.

——

Доклад Министра финансов Султанова Б.Т. на парламентские слушания на тему «Открытость и сбалансированность государственных финансов в условиях новых задач» в Сенате Парламента РК
г. Астана, Сенат Парламента, 17 марта 2017 года

Уважаемый Рашит Сайранович!
Уважаемые депутаты!
За время развития независимого Казахстана были проведены большие экономические и политические реформы. При этом, построение бюджетной системы и ее развитие, как и всей страны сейчас стоит на пороге третьей модернизации.
Это диктует и расширение оси целей экономической политики: от сбалансированности к эффективной сбалансированности, открытости, подотчетности и предконтролю.
В мае 2015 года Глава государства обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ для вхождения Казахстана в 30 самых развитых стран мира. Часть из них направлена на осуществление реформы по «Формированию подотчетного государства».
В рамках 100 шагов Правительством приняты меры по внедрению открытого правительства где реализованы следующие мероприятия:
Первое. Принят Закон Республики Казахстан «О доступе к информации»;
Второе. Согласно Закону «Об общественных советах» созданы соответствующие подразделения при государственных органах;
Третье. Внедрен контроль бюджета на стадии планирования Счетным комитетом.
Данные меры согласуются с проводимой последовательной работой обеспечения принципа транспарентности. И здесь свою роль играет отработка слабых сторон, выявляемых ежегодно в ходе обследования открытости бюджета, проводимом Международным партнерством по бюджету (ОЭСР, Doing Business, Всемирный Банк, International Budget Partners, Международный валютный фонд).
Так, в 2008 году среди 85 оцениваемых стран Казахстану было присвоено 35 баллов, а в 2015 году среди 102 оцениваемых стран Казахстану присвоен 51 балл, при средним мировом показателе — 45 баллов.
Говоря о сбалансированности бюджета хотелось бы выделить 4 основных направления.
Первое — Доходы. В данном направлении ведется работа по расширению налогооблагаемой базы, снижению «теневой экономики» и цифровизации налоговой системы.
Второе — Расходы. Основными приоритетами расходов являются:
Во–первых, выполнение ранее принятых обязательств государства;
Во-вторых, оптимизация расходов, в части переориентации расходов и повышение их эффективности.
Третье – Дефицит.
Как основной инструмент балансировки доходов и расходов бюджета.
Четвертое – сбережение нефтяных поступлений, направленных на оптимизацию потребления и накопления средств Национального фонда Республики Казахстан.
И так:
Доходы. Министерством разработан План мероприятий по увеличению доходной части республиканского бюджета.
В План включена работа по отработке контрагентов лжепредприятий и лиц, чья регистрация признана недействительной; налоговые проверки; отработка участников государственных закупок; улучшение показателей по возмещению ущерба в рамках противодействия лжепредпринимательству, экономической контрабанде и другое.
При этом в рамках мероприятий по улучшению налогового администрирования проводится ряд мероприятий по повышению эффективности камерального контроля.
С другой стороны, в целях снижения государственного административного контроля, Министерством финансов активно применяется «Народный контроль».
Механизм «народного контроля» позволит передать «рейдовые» проверки покупателям. И теперь покупатель сам ведет «естественный отбор» продавцов.
Продолжением реформы мер контроля станет внедрение е-аудита. По примеру стран ОЭСР Министерство финансов планирует использование специализированного программного обеспечения. Посредством которого, мы планируем минимизировать прямой контакт проверяющего с налогоплательщиками и сократить сроки проведения проверок. (Срок введения предусматривается с 1 января 2019 года (для крупных плательщиков).
Расходы. Ежегодный бюджет страны обеспечивает реализацию ряда основных задач:
1) выполнение всех текущих обязательств, с принятием мер по сохранению рабочих мест и дальнейшему повышению социальной составляющей бюджета;
2) реализация стратегических задач по созданию условий для стабильного экономического роста через поддержку индустриализации, развития аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, транспортной, водной, энергетической и жилищной инфраструктуры;
3) обеспечение обороноспособности и безопасности государства;
4) обеспечение экономической безопасности и снижение зависимости от внешних источников капитала за счет принятия минимальных параметров дефицита бюджета и экономного и эффективного использования средств Национального фонда;
5) дальнейшая децентрализация и финансовое укрепление регионов, внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления.
Хотелось бы отметить, что в текущем году Главой государства в своем Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» были озвучены ряд мероприятий, часть которых нашли отражения уже в уточненном республиканском бюджете 2017 года.
При этом, в долгосрочной перспективе в целях повышения эффективности использования средств создана соответствующая комиссия при Правительстве, основной миссией которой является:
— анализ бюджетного законодательства;
— рассмотрение результатов проведенных проверок по эффективности и законности использования бюджетных средств;
— предложение соответствующих рекомендации, в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Дефицит – как основной инструмент баланса бюджета позволяет уровновесить расходную и доходную части бюджета.
В среднесрочной перспективе планируется снижение дефицита бюджета до 1% к ВВП, что позволит снизить зависимость экономики страны от внешних факторов и нагрузки на бюджет по обслуживанию Правительственного долга.
При этом, также ведется политика снижения ненефтяного дефицита до 7% к ВВП, то есть снижение зависимости республиканского бюджета от нефтяных «инъекции».
Пересмотр политики ненефтяного дефицита позволит осуществить четвертое направление – сбережение нефтяных поступлений.
В целях сбережения нефтяных поступлений для будущего поколения начиная с 2020 года, гарантированный трансферт в республиканский бюджет будет зафиксирован в абсолютном значении в тенге. При этом, для плавного перехода на новое правило размер гарантированного трансферта из Национального фонда будет снижен поэтапно: в 2018 году — 2 600 млрд. тенге; в 2019 году — 2 300 млрд. тенге; в 2020 году и последующие годы — 2 000 млрд. тенге.
Все вышеуказанные составляющие регулируются соответсвующим бюджетным законодательством и в данном направлении работа продолжается на постоянной основе.
Так, в рамках совершенствования бюджетирования, ориентированного на результат при формировании республиканского бюджета на 2016-2018 годы проведена работа по укрупнению бюджетных программ на республиканском уровне.
В результате у АБП появилась гибкость в исполнении бюджета, возможность самостоятельно управлять бюджетными средствами в рамках бюджетной программы.
В настоящее время рассматривается вопрос укрупнения бюджетных программ на местном уровне.
Кроме того, отмечаю, что существующая система бюджетного планирования построена на кассовой основе, на потоках получаемых и выплачиваемых денежных средств.
Тогда как в передовой международной практике используется принцип начисления. Данный принцип обеспечивает признание результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.
Это позволяет получить полноценную картину влияния принимаемых решений не только на денежные потоки, но и активы и обязательства правительства, в том числе долгосрочного характера.
На данный момент Министерством ведется работа по разработке и внедрению данного метода.
При этом, недостаточно правильно спрогнозировать доходы и эффективно спланировать расходы бюджета. Не маловажным фактором является результативность бюджетных средств. То есть, освоение администраторами выделенных бюджетных средств, а также своевременное и качественное проведение государственных закупок.
В декабре 2015 года был принят Закон «О государственных закупках» (в новой редакции), который направлен на упрощение процесса госзакупок, снижение коррупционных рисков, а также внедрение эффективных механизмов защиты прав и законных интересов потенциальных поставщиков и повышение ответственности участников.
В связи с вступлением нового Закона запущен в эксплуатацию модернизированный функционал веб-портала госзакупок — www.goszakup.gov.kz.
Также хотелось бы отметить, что в 2016 году были приняты меры по снижению доли участия государства в экономике.
В соответствии с Комплексным планом приватизации на 2016-2020 годы осуществляется процесс приватизации объектов государственной собственности и передачи в конкурентную среду активов квазигосударственного сектора.
С учетом поручения Главы государства процесс приватизации предприятий будет ускорен и завершен до 2018 года.
В завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время Министерством проводиться масштабная работа по модернизации государственных финансов по направлениям – доходы, государственные закупки и приватизация.
Реализация направлений будет осуществлена через увеличение налогоемкости ВВП, улучшение условий ведения бизнеса, ускорение внешнеторгового оборота, сокращение госучастия в экономике, а также совершенствование системы государственных закупок.
Кроме того, нами в соответствии с принципами государственно-частного партнерства рассматривается возможность передачи части расходов государственного бюджета в конкурентную среду (ГЧП).
Благодаря данным мерам мы планируем к определенному моменту получить в бюджет значительный «лаг» расходов. Данные расходы будут перенаправлены на развитие человеческого капитала через развитие образования и науки и наукоемких отраслей.
Благодарю за внимание!

——

Сулейменов обозначил приоритетные направления деятельности МНЭ в области фискальной политики
economy.gov.kz, 17 марта

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов рассказал на парламентских слушаниях в сенате об основных направлениях фискальной политики в рамках повышения устойчивости государственных финансов.
Выступая перед депутатами сената, Сулейменов отметил, что в целях реализации задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана деятельность министерства в области фискальной политики будет сконцентрирована на повышении эффективности бюджетных расходов, сохранении активов Национального фонда, снижении зависимости бюджета от нефтяных доходов и повышении самостоятельности МИО в рамках фискальной децентрализации.
«Совместно с министерством финансов прорабатываются меры по кардинальному упрощению бюджетных процедур. Прежде всего, предлагается значительно упростить процесс разработки и утверждения госорганами бюджетных программ, исключив излишние этапы согласования. В результате сроки разработки бюджетных программ сократятся в среднем на 10 дней», — сообщил Сулейменов.
Кроме этого, будет проработан механизм перераспределения средств от госорганов, не осваивающих средства, госорганам, более эффективно управляющими средствами.
Министр отметил, что «в целях снижения зависимости бюджета от нефтяных доходов будут приниматься меры по стимулированию роста доходов от ненефтяного сектора».
«Рост доходов от ненефтяного сектора во многом будет обеспечиваться дополнительной экономической активностью, генерируемой Правительственными программами», — сказал Сулейменов.
Он также сообщил, что «в текущем году в рамках реализации Послания Главы государства в целях приведения налоговой политики к новым экономическим условиям будет разработан новый Налоговый кодекс».
«Главной задачей реформирования налоговой системы является сохранение стабильности доходов бюджета и увеличение доходов бюджета в долгосрочной перспективе за счет повышения инвестиций в разработку новых месторождений. Также будут приняты меры по совершенствованию механизмов взимания налога на добавленную стоимость, в том числе путем введения электронных счетов-фактур, отмены отдельных льгот по НДС», — сказал министр.
Кроме этого, он сообщил, что в рамках продолжения политики фискальной децентрализации финансирование местных бюджетных инвестиционных проектов, на которые ранее выделялись целевые трансферты из республиканского бюджета, планируется передать местным бюджетам. Речь идет о таких проектах, как школы, детские сады, небольшие объекты здравоохранения (ФАПы и мед.пункты), объекты культуры (клубы, дома культуры), объекты спорта (ФОКи), дороги внутри поселков, сел и городов районного значения, объекты водоснабжения и водоотведения (канализационно-очистительные сооружения и пр.).
«В рамках утвержденных на 2017-2019 годы трансфертов общего характера возможности местных бюджетов по финансированию местных инвестиционных проектов существенно расширены. Прогноз бюджета развития МИО в 2017 году увеличен до 539,4 млрд. тенге или на 193,6 млрд. тенге по сравнению с прогнозом на 2016 год», — проинформировал Сулейменов.
Он также отметил, что «в рамках дальнейшей фискальной децентрализации новшеством в развитии бюджетной системы станет внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа».
«Самостоятельный бюджет МСУ позволит местному населению напрямую участвовать в распределении средств и решении вопросов для улучшения жизни», — заключил министр.

 

 

 

 

Метки: , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.