ИЦ Sange представил результаты исследования по открытости бюджета за 2019 год

16 июля 2021 г ИЦ Sange представил результаты исследования по открытости бюджета Казахстана за 2019 год, а также отправил презентацию по открытости бюджета во время covid на первом форуме по прозрачности. 

Посмотреть: https://youtu.be/iKpR9ANnc30

 Программа форума: http://sica.tilda.ws/transparency.

скачать презентацию по истории индекса открытости   и 

по открытости бюджета Казахстана в эпоху ковид 2020 г. 

 

Инструментарий по ковид:

  • Анкета онлайн: 26 вопросов, прежде всего касающихся 3 аспектов:
    доступа общественности к соответствующей информации,
    наличие адекватных механизмов надзора и
    обеспечение властью возможности для вовлечения граждан.*
  • Период публикаций и законодательства
    с 1 марта 2020 по 30 сентября 2020
  • Пакет чрезвычайной фискальной политики включал:

–Указ Президента № 286 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности»;

–Указ Президента № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики»;

–Указ Президента № 299 «О уточненном республиканском бюджете на 2020 год»;

–Постановление Правительства РК № 187 «О корректировке показателей скорректированного республиканского бюджета на 2020 год» (введено в марте 2020 года).

* Анкета была разработана в сотрудничестве с соответствующими международными организациями, включая МВФ, Глобальную инициативу по финансовой прозрачности (GIFT), Партнерство по открытому контракту и Инициативу развития INTOSAI.

Результаты по всем странам по открытости в Ковид

Результаты исследования OBI — индекса открытости бюджета за 2019 год по Казахстану. А также другие страны

Основные проблемы Казахстана по открытости в чрезвычайных ситуациях:

  • Роль парламента минимальна
  • Непрозрачная информация по планированию займов и отчетности по займам
  • Отсутствие отдельной детальной отчетности по антикризисным мерам
  • Принятие решений без участия общественности
  • Не учитывается гендерный аспект в бюджетных документах
  • Внебюджетные фонды типа СК Фармация без подробной бюджетной отчетности, отсутствует учет натуральной помощи

Рекомендации по прозрачности общего бюджета:

  • Казахстан должен уделить первоочередное внимание следующим действиям, направленным на улучшение прозрачности бюджета:
  • Включить в Проект бюджета информацию о госдолге и госполитике, информацию за предыдущие бюджетные годы. Это включает публикацию данных о структуре долга (например, процентных ставках, сроках погашения и о том, является ли долг внутренним или внешним), оценки того, как принятая государственная политика отразится на расходах и доходах бюджета, а также и информацию о расходах и доходах более чем за год до бюджетного года.
  • Повысить полноту Гражданского бюджета.

Рекомендации по вовлечению общественности:

  • Министерство финансов Казахстана создало Общественный совет для консультации с общественностью в ходе исполнения бюджета, но для дальнейшего расширения участия общественности в бюджетном процессе также должно уделить первоочередное внимание следующим мерам:
  • Расширить механизмы участия в разработке и исполнении бюджета,
    позволяющих участие любой желающей организации гражданского общества или представителя общественности.
  • Активно взаимодействовать с социально уязвимыми группами населения и малопредставленными группами напрямую или через их организации.
  • Парламент Казахстана должен уделить первоочередное внимание следующим мерам:
  • Предоставить реальную возможность представителям общественности или организаций гражданского общества выступать в ходе слушаний по Проекту бюджета до его утверждения.
  • Предоставить право представителям общественности или организациям гражданского общества выступать в ходе слушаний по отчету высшего контрольного органа.
  • Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета Казахстана создал механизмы для общественности, чтобы помочь в разработке его программы аудита. В целях расширения участия общественности в бюджетном процессе он должен уделить первоочередное внимание следующим действиям:
  • Создать прописанные официальные механизмы, с помощью которых общественность сможет содействовать проведению соответствующих аудиторских проверок.

Рекомендации по контролю и надзору:

Парламент Казахстана имеет достаточные полномочия контролировать бюджет на этапе планирования и на этапе реализации. Для дальнейшего улучшения надзора он должен уделить первоочередное внимание следующим мерам:

  • Парламент должен обсуждать бюджетную политику до получения на рассмотрение Проекта бюджета от исполнительной власти и утверждения рекомендаций.
  • Парламент должен изучать аудиторский отчет и публиковать свои выводы онлайн.

Для укрепления независимости и улучшения надзора за аудитом со стороны Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Казахстана рекомендуется принять следующие меры:

  • Требовать законодательного или судебного одобрения назначения и смещения с должности руководителя высшего контрольного органа.
Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.